Три недели на борту 44-футовой яхты. Из них – пять суток в открытом океане на стыке двух циклонов… Когда собирался в это путешествие взвешивал все за и против. «Против» было больше: замысловатые перелеты со многими стыковками и ночевками в аэропортах, долгий путь в тесном пространстве яхты — вдали от дома, а зачастую и интернета, на борту лодки с незнакомыми людьми; шторма, перспектива оказаться в лапах африканских пиратов… Все взвесил – и поехал. Ниже – субъективные впечатления.
Общепринято мнение, что путешествие на комфортабельной яхте – утеха богатых. Из клипов Филипа Киркорова и прочих меладзе складывается именно такое впечатление. Действительно дорого обходятся путешествия на моторных яхтах (ну, вроде тех, что у Абрамовича). Так, средних габаритов 2-3-палубная моторная яхта пожирает порядка полутонны топлива в час… А вот чартерный тур на парусной яхте – из разряда бюджетных путешествий. Подтверждением тому – рост популярности такого рода времяпрепровождения с наступлением кризисных времен в Европе. Все просто: аренда лодки весьма недорога, если заниматься этим заблаговременно и если на борту – полный комплект, а вы не привыкли выбрасывать деньги на всяческую ерунду, которую сполна навязывают туристам в портовых городках.
Никакого специального снаряжения не требуется. В качестве морской обуви сгодятся кеды, а для постановки парусов очень желательны перчатки: можно строительные или велосипедные. Поскольку погода в тамошних краях всегда прекрасная, все вещи уместятся в городской рюкзачок.
Но вот что обязательно потребуется путешественнику в таком трипе — это фотоаппарат. Я последние годы в путешествиях не расстаюсь с Fuji EX-1 — отличная камера! Есть у меня к ней пара объективов. Но в этом наборе для путешествия на яхте явно не хватало одной уникальной линзы: зума Fujifilm XF 10-24 f/4.0 OIS R. Поскольку денег она сегодня стоит космических, обратился в представительство «Фуджи-Украина» и мне дали объектив на тест. Результаты сможете оценить самостоятельно: большая часть фото в моем отчете сделана именно этим объективом. Он универсальный: можно снимать все — от пейзажей до стрит-фото. Но особенно незаменим этот объектив в ограниченных пространствах: на яхте, например, или в тюремной камере…
Но, вернемся, собственно, к путешествию. Мы с товарищем Володей, с которым давненько познакомились в Киевском крейсерском яхтклубе, решили объединить в этом трипе «два в одном». Чартерная компания предлагала возможность участия в одной части трипа: недельный, полупопсовый – по испанскому средиземноморью, либо атлантический, более суровый и даже немного рискованный маршрут – от Гибралтара на Мадейру и далее – на Канары. Это два принципиально разных маршрута. Мы решили получить все и сразу.
Итак, решено: три недели на яхте. Сборы были недолгими. Незадолго до отправления собрались в офисе чартерной компании, большинство участников смогли собраться, чтобы познакомиться друг с другом и со шкипером, которому мы доверим наш маршрут и безопасность. Тут же получили список необходимых в походе вещей. Ничего особенного, за исключением обуви с немаркой, желательно белой подошвой – чтобы не оставляла следов на палубе.
Целый вечер был убит на поиск маршрутов добирания и приобретение билетов на бюджетные авиалинии. Итог: дорога от Киева до Ибицы с двумя стыковками и одним местом багажа на двоих – 3400 гривен на каждого. Обратно – с канарского острова Лансероте до Киева – чуть дороже. Нашими авиафаворитами оказались бюджетные «Визэйр» и «Рэйнэйр». Причем, если бы «визэйры» не ликвидировали свое украинское подразделение, дорога оказалась бы значительно дешевле. Увы, теперь украинские пассажиры вынуждены платить за провоз багажа, что сопоставимо со стоимостью авиабилета.
На Ибицу лучше добираться комбинированно, если вы приносите кофморт в жертву бюджетности. Наш маршрут: Киев-Ужгород на поезде. Затем – три часа на автобусе до словацкого Кошице. День на прогулку по этому уютному городку с вкусным пивом. Гидом выступала моя дочка, которая в тамошних краях набирается знаний. Второй по величине город Словакии чем-то напоминает Львов. Центральная пешеходная улица с костелом. В нем играет орган: хоть и фальшивит, но все равно приятно. Любопытно, что в Кошице ходят такси, которые называются «3 евро». За такую сумму таксист доставит вас в любую точку города или в аэропорт. В самом аэропорту очень удобные диваны-подушки. Тут бы можно и заночевать, но надо спешить дальше…
Вечером из безлюдного аэропорта Кошице вылетаем в Милан. Вернее – в аэропорт Бергамо. До очень интересного старинного городка – рукой подать. Но автобусы прекращают движение в 11 вечера, камера хранения закрыта (!) У нас не остается альтернативы, как и у сотен бюджетных путешественников: ночуем в аэропорту. В жестких аэропортовых креслах нам снились океанические просторы и шум ветра в такелаже…
Утро следующего дня бодрит предвкушением прибытия в конечный пункт и началом нашего средиземноморского трипа. У стойки регистрации встречаем двух членов команды, позже к нам присоединяется и третий. Они летели иным путем, ночевали в Бергамо и тут же подкормили нас остатками своего гостиничного завтрака: таковы они, радости бюджетных путешествий.
Подлетаем к Ибице на рассвете. В иллюминаторе – оконечность острова и яхточки на якорных стоянках.
Наша марина, то бишь – яхт-клуб, на противоположном конце острова. Турсезон на острове окончен, число автобусных маршрутов сокращено. Поэтому едем с пересадкой на двух автобусах.
Через полтора часа мы на набережной симпатичного городка Сан Антонио дэ Потрмани рядом со своей мариной «Real Nautic club». Таборимся рядом с офисом чартерной компании, на чьей лодке будем путешествовать. Увы, лодка еще не подготовлена к передаче. Этому предшествует ответственная процедура принятия яхты с тщательным осмотром и подписью за каждый яхтенный элемент. Наиболее ответственные шкиперы даже ныряют и осматривают подводную часть, дабы убедиться в исправности принятой матчасти. Этого требует не только принцип безопасности команды, но и инстинкт сохранения собственных денег. Дело в том, что каждый член экипажа вносит на счет компании-фрахтовщика около 320 евро депозита – что-то вроде страховой франшизы. В случае любых поломок по нашей вине, выявленных в конечной точке маршрута, эти деньги будут высчитаны и не вернутся в наши карманы.
Проблема усложняется тем, что наш шкипер не успевает вернуться из Греции, где он катал другой маршрут. В ожидании мы сидим на скамеечках в центре набережной, наблюдаем за девушками, дефилирующими томной походкой…
Девушки впечатления не производят, золотая молодежь давно разъехалась, ее место заняли релаксирующие пенсионеры, которые быстро нагнали на нас тоску.
Развеять ее решили походом в близлежащий магазинчик. Начали с самого дешевого напитка из тех, что можно найти. 1,5 евро за пакет сухого показались прекрасным выбором. С каждый новоприобретенным пакетом вино становилось все краше. Вскоре жизнь стала радостной, а к точке сбора тем временем подтягивались все новые участники нашего морского трипа.
Наконец, к вечеру прибыл шкипер, вымотанный долгой дорогой. Нас, наконец, поселили на лодке.
Немного деталей: три недели нам предстояло прожить на прелестной 44-футовой француженке Jeanneau 2014 года рождения. Безусловно, интересная круизная лодка с акцентом на скорость: четыре каюты, два санузла, есть все для многомесячного путешествия. На такой и кругосветку сделать не грех. Но наши аппетиты на этот раз значительно скромнее.
Мы с Володей, как самые долговязые, оккупировали носовую каюту – наиболее комфортную, но и самую неспокойную: в носовой части лодку качает больше всего. Следующий день посвящен шатанию по городку, закупке провизии, долгим дискуссиям при выборе вин. В общей сложности мы чалились на Ибице более двух суток: все не удавалось исправить досадные неточности в крю-листе: то фамилии не те внесли, то номера паспортов. Все это нещадно сжигало наше круизное время. И если участникам трехнедельного трипа было не так обидно, то тем, кто шел всего лишь неделю, было грустно. Сухие испанские вина отчасти скрашивали наше ожидание. Команда обживала лодку и училась вязать морские узлы.
С утра подняли украинский прапор и вышли на несколько часов в море. Штормило, но у всех было боевое настроение, морская болезнь обошла нас стороной. Как позже объяснил шкипер, таким образом он нас «прикачал». Поэтому, когда на следующий день мы наконец вышли в море в направлении мыса Кальпэ, все чувствовали себя чудесно!
Шкипер оказался не плохим моряком и избегал всяческого риска. Дело в том, что крейсерская яхта, даже такая немаленькая, как наша, вполне способна утонуть – у нее отрицательная плавучесть. Достаточно «положить» ее бортом на воду, чтобы та «хлебнула несколько тонн воды и – главное успеть передать сигнал бедствия! Очень опасно потерять управление и встать бортом к волне, особенно в штормовую погоду. Опасны порывы ветра, которые так же способны за одну секунду положить лодку, если за штурвалом неумелый рулевой.
Поэтому поначалу мы шли под парусами только днем, а в случае усиливавшегося волнения или ветра свыше 20 узлов либо убирали основной – грот-парус, либо шли только под двигателем. Не всем это нравилось. Хотя двигатель на яхте малошумный и очень экономный (два литра соляры в час), все же он нивелирует все прелести морского путешествия. Но, поскольку наше путешествие проходило вдоль побережья с еженощным заходом в порты, то мы воспринимали это как разминку перед настоящим плаванием на втором этапе путешествия, которое предстояло после выхода через Гибралтарский пролив в Атлантику.
В первый день прилично штормило и паруса мы не ставили. Так и дотянули, коптя море двигателем, до первой стоянки — марины городка Кальпе. Заходили ночью.
Освещенная скала, которая доминирует в пейзаже, была очень живописна. Мы успели пройтись по спящей марине – старинной и очень красивой, и даже прогулялись по парку-набережной на окраине городка. Испанцы очень трудолюбивы: сотворить такую красоту среди голых скал и прибрежных камней – это не просто. Все, что растет, требует человеческого ухода. Тем не менее, парк в идеальном порядке!
Следующим утром мы отправились покорять скалу, которой любовались ночью при заходе в марину. Скала оказалась заповедником. Все, как заведено в Европе: каменные ступени, всюду поручни, скамейки… Туннель вывел нас на противоположную сторону скалы, после чего скала оборвалась, а тропа уперлась в ограждение с запретом.
Когда мы стали перелазить через заборчик, одинокий турист, наблюдавший за нами, с дикими глазами бросился спасти нас от неминуемой гибели: «Все, что с вами случится за ограждением – это ваша ответственность!» Конечно, наша: здоровье наше и ответственность тоже. Мы бодро двинулись дальше – без ступеней и поручней. До вершины оставалось совсем чуть. Надпись предупреждала, что на нашем пути должны встречаться птичьи базары. Но в действительности довелось встретить лишь чаек. Вид с вершины открылся замечательный!
Пока спустились, начало припекать. Решили искупаться. Я забыл плавки, поэтому забрели в прибрежные скалы и окунулись в ласковое Средиземное море. Место оказалось очень живописным. Мы прыгали с камней, служащих сводом подводной пещере. Пожалели, что не прихватили маски. Вода – около 20 градусов, прозрачная, очень соленая. Но Черное море краше: оно пахнет, Средиземное – нет.
Прогулялись по набережной поблизости. Увиденное навевало тоску. Все пляжные кафешки забиты пенсионерами с признаками старческого слабоумия и прочих атрибутов почетной старости. Все как-то пошленько, бедненько, очень похоже на бюджетные курортные поселки Крыма.
После обеда на яхте, покинули марину Кальпе, пожалуй, самую красивую из всех, что довелось посетить.
Дунул ветерок, и мы впервые подняли паруса. Максимальная скорость – 7,5 узлов. Кэп снял лодку с автопилота, и все желающие могли порулить. Для меня это стало одно из самых острых впечатлений в этом трипе. Особое удовольствие получаешь, когда начинаешь чувствовать лодку, как она дрожит под порывом ветра и реагирует на любое движение штурвала. Это как танец с хорошей партнершей.
До самого Гибралтара наш маршрут – вдоль испанского побережья.
Мне уже приходилось изучать Испанию посуху – за рулем машины. Тогда это произвело на меня удручающее впечатление. Большей частью – пустынные территории, облагороженные и заасфальтированные где только можно. С моря вид не лучше. Пустынный берег, порой напоминающий наш Тарханкут с вкраплениями городков в каждой подходящей бухте. Весьма однообразная картина… И вдруг – бац: среди пустыни очаг небоскребов, невесть откуда и зачем появившихся! Если бы не море вокруг, я бы поверил, что мы очутились где-то в Кувейте. По своей нелепости эта картина набирала 11 баллов из 10 возможных.
Секрет архитектурного идиотизма прост: испанский ПГТ Бенедорм облюбовали британцы, которые стали активно вливать деньги в местный туризм и скупать недвижимость. Ну, а без небоскребов британцам пейзаж не в радость. За ваши деньги – любой каприз, — ответили испанцы, и отгрохали этот архитектурный идиотизм в пустыне.
Впрочем, не взирая на это луна по-прежнему была прекрасна…