От Гибралтара до Тенерифе. Одна яхта, две недели, четыре острова и тысяча миль в Атлантике.
Часть 1. Гибралтар — Мадейра
Ноябрь, город Ла Лінья, марина Алкадеса. Солнечное утро. Скала Гибралтар нажимает на марину своей 426-метровой высотой.
Наша яхта в марині Алькадеса. Стоянка стоит 16 евро на сутки. С видом на Гибралтар.
Мы направляемся к городу, если бы жадничать перед 600-мильным переходом к острову Мадейра. На соседнем причале замечаем яхту с киевским номером на борту.
— Слава Украине! — выкрикиваем в открытый яхтенний люк.
— А я не знаю, что отвечать — появляется из середины председатель. — Я из Севаста.
Толік, так звать парня, капітанить на этой яхте в Испании. Владелец — украинский экс-министр-беглец, имя какого Толік не разглашает.
Яхта будет идти на Канары для участия в ARC (Atlantic Rally for Cruisers), атлантическом переходе для круизных яхт, который проводится ежегодно за маршрутом Гран-Канарія, — Сент-Люсія (Карибы).
Толик советует заправлятся соляркой не в Испании, а «за углом», в Гибралтаре.
Натюрморт
Закупка провианта в испанской Ла-Ліньї. Хватит на 6 дни. Приблизительно 150 евро на 7 человек
Что мы и делаем, вернувшись на яхту с едой и питьевой водой.Заправщик на Гибралтаре, усмотрев желто-голубой флаг, заявил, что стоимость дизелю у него ниже украинской. Почти не солгал — 1,1 евро за литр. Позволил поблуждать по территории заправки, за пределы которой нам выходить нельзя, : нужна британская виза.
Приближаемся к гибралтарской заправке
На заправке. Выходить за пределы заправки запрещено: нужна британская виза
Просто яхта. С вертолетной площадкой
3 ноября, 14.00. Отшвартовываемся. Следующая твердая поверхность ожидается через 4-5 сутки. По прогнозу — ночью сильный западный встречный ветер до 35 узлов, который в девять утра следующего дня должен ослабеть и зайти из севера.
Мы должны прибыть на Мадейру не позже утра 9 ноября, поскольку в этот день один из членов команды вылетает обратно на Киев.Планируем как можно дальше продвинуться к усилению ветра, переждать в море, и дальше двигаться в быстром темпе.
На столе спаривают стейки из телятины. К ним — спагетти из твердых сортов пшеницы, испанское вино, позади освещенный солнцем Гибралтар, а впереди интригующая, но приятная неизвестность. Жизнь удалась!
На яхте нас семеро. Разбиваемся на вахты: двое мужчин по три часа. Я не беру участия, но всегда наготове.
Суда заходят в Средиземное море
«Дан приказ эму на Запад.». Где-то там Мадейра…
С закатом солнца ветер усиливается, вздымается волна. В полночь дует 30 узлы с порывами до 35. Это не шторм, но плавание далеко от комфорта.
Высуньтесь на скорости 60-70 км из машины и вы почувствуете этот ветер! Внутри яхты кутерьма – бьется стекло, падают телефоны и планшеты, тяжелые предметы перекатываются от борта к борту.
– Там как в блендере, – шутит товарищ, в очередной раз выдвинувшись наружу, чтобы рвануть за борт. Стараемся держаться против ветра и волны, но впоследствии меняем тактику: идем к волне примерно под углом 40 градусов. Паруса не ставим, используя только рангоут (мачту) и двигатель.
Скорость – 1,5-2 узла. Где-то в Африке мигают огни Танжера и его окрестностей, в миле от нас дрейфует большое судно. А может стоило подождать до утра на берегу, – снова спрашиваю сам себя. – Тогда не факт, что успеем на Мадейру. Если ветер усилился точно по прогнозу, так же должен и ослабеть – успокаивает внутренний голос. К ветру подключается ливень. Куртка-непромокаэмая хорошо защищает выше пояса, а ниже — всё мокрое, как хлющ.
Когда яхта черпает носом волну, и та, перекатываясь тринадцать метров (длина яхты), достигает корма и для нас. Ночь тянется невероятно медленно. Обращаемся ко всем известным богам, ветру и океану и они пока не слышат: порывы уже достигают 40 узлов. Это реальный 8-балльный шторм.
Упоминается фраза из книги известного английского яхтсмена Адларда Колса «Под парусом в шторм»: все яхтсмены, хотят они того или нет, рано или поздно попадают в шторм. И отмечает основную причину: спешат к месту назначения, потому что заканчивается отпуск.
Наконец-то рассвет. Океан белый от пены и дождя. На мокрые вещи внимания уже не обращаешь – взгляд прикован к часам. Девять!
Вдруг ветер постепенно утихает, порывы не более 30, и меняет свое направление, зайдя с севера. Это волшебство! И какой точный прогноз на passageweather.com.
Такой ветер нас вполне устраивает, ставим паруса и следуем теперь уже своим курсом. Хотя слово «следуем» не совсем точно. Ветер сменился, а волна еще нет. Ее высота (по тому же прогнозу) – 4-5 метров. И катится прямо в нос.
Яхта медленно поднимается на гребень и с грохотом падает вниз. Эффектнее всего это чувствуется в носовой каюте, где скрючившись во влажной постели, я пытался заснуть после бессонной ночи.
Мощная сила поднимает тебя вверх. Мгновение невесомости, тело почти отрывается от кровати, бесконечно долгий полет в пропасть и удар о воду, словно об асфальт. Яхта вздрагивает и кажется, вот сейчас распадется на тысячи маленьких яхт.
Сна здесь точно не будет – перебираюсь в кают-компанию. Время течет неравномерно и не имеет абсолютно никакого значения. За пространство отвечает автопилот, ведущий нас курсом 260. Второй день проходит как весной.
Утро третьего дня солнечное. Команда весело делится деталями штормовой погоды.
– Ваня стоял в кают-компании у правого борта. Потом подпрыгивает, перекручивается в воздухе, перелетает через стол и приземляется на диване у левого борта, – смеется Роман. – Ты что спецназовец, морской котик?
– Ваня, ты только больше стейки не делай. А то после них все время за бортом высишь, – обращается к коку Андрей.
На столе в кокпите появляется кастрюля с супчиком. Команда расправляется с кушаньем и просит еще. Жизнь налаживается.
Волна длинная, ветер до 20 узлов, яхта вспенивает воду форштевнем, преодолевая одну милю за десять минут. Позади – половина пути. На четвертый день ветер устал и скрылся.
Океан расправился и не верится, что буквально позавчера он пытался сокрушить яхту.
Метрах в двадцати замечаем черепаху. Метровое существо лежит на спине и деловито грызет целлофановый пакет. Заметив гостей, черепаха переворачивается в нормальное положение, глядит глазом, делает вдох и ныряет от греха подальше. Захотелось черепахового супа…
Соляри осталось литров восемьдесят…
Купание в Атлантике. До ближайшего берега – 600 километров, до дна – 4 километра
Победоносное продвижение на мероприятие замедляется. Идем на двигателе – сегодня уже седьмой, послезавтра самолет домой.
– Вы яхта «Сара»? – слышен по-английски с радиостанции.
– Это танкер «Арктика», нам сообщили, что исчезла яхта «Сара».
Танкер проходит в полумиле от нас. Мы говорим, что мы не Сара, а Пена Колада.
– А вы говорите по русски? – спрашивают с танкера.
– Немножко говорим – отвечаем.
Предоставляют нам прогноз погоды (ветер будет!), интересуются, нужна ли помощь и какие просьбы.
– Да как будто никаких, – заканчиваем сеанс связи.
И уже через минуту кричим вдогонку:
– Крым верните!
Ночи были лунные. Фото сделано при лунном сиянии, где-то в три ночи
8 ноября, пятый день поездки. На горизонте видны три пирамидки – остров Порто-Санто, сосед Мадейры. Земля!
Ожидаемой эйфории нет, но двигаться вперед, видя землю, гораздо приятнее.
Движение вперед останавливает марина Квинта в Лорде на востоке Мадейры, куда мы добрались в 17 часов.
За 123 часа преодолели более 600 морских миль, средняя скорость – около 5 узлов. Результат не рекордный, но положительный.