От Гибралтара до Тенерифе

BBYachting
BBYachting

От Гибралтара до Тенерифе

Автор: Василий Биленко, журнал «Мандри»

От Гибралтара до Тенерифе. Одна яхта, две недели, четыре острова и тысяча миль в Атлантике.

Часть 1. Гибралтар — Мадейра

Ноябрь, город Ла Лінья, марина Алкадеса. Солнечное утро. Скала Гибралтар нажимает на марину своей 426-метровой высотой.

Наша яхта в марині Алькадеса. Стоянка стоит 16 евро на сутки. С видом на Гибралтар.

Мы направляемся к городу, если бы жадничать перед 600-мильным переходом к острову Мадейра. На соседнем причале замечаем яхту с киевским номером на борту.

— Слава Украине! — выкрикиваем в открытый яхтенний люк.

— А я не знаю, что отвечать — появляется из середины председатель. — Я из Севаста.

Толік, так звать парня, капітанить на этой яхте в Испании. Владелец — украинский экс-министр-беглец, имя какого Толік не разглашает.

Яхта будет идти на Канары для участия в ARC (Atlantic Rally for Cruisers), атлантическом переходе для круизных яхт, который проводится ежегодно за маршрутом Гран-Канарія, — Сент-Люсія (Карибы).

Толик советует заправлятся соляркой не в Испании, а «за углом», в Гибралтаре.

Скала Гибралтар

Натюрморт

Закупка провианта в испанской Ла-Ліньї. Хватит на 6 дни. Приблизительно 150 евро на 7 человек

Что мы и делаем, вернувшись на яхту с едой и питьевой водой.Заправщик на Гибралтаре, усмотрев желто-голубой флаг, заявил, что стоимость дизелю у него ниже украинской. Почти не солгал — 1,1 евро за литр. Позволил поблуждать по территории заправки, за пределы которой нам выходить нельзя, : нужна британская виза.

Приближаемся к гибралтарской заправке

На заправке. Выходить за пределы заправки запрещено: нужна британская виза

Просто яхта. С вертолетной площадкой

3 ноября, 14.00. Отшвартовываемся. Следующая твердая поверхность ожидается через 4-5 сутки. По прогнозу — ночью сильный западный встречный ветер до 35 узлов, который в девять утра следующего дня должен ослабеть и зайти из севера.

Наша яхта на джипиэсе

Мы должны прибыть на Мадейру не позже утра 9 ноября, поскольку в этот день один из членов команды вылетает обратно на Киев.Планируем как можно дальше продвинуться к усилению ветра, переждать в море, и дальше двигаться в быстром темпе.

На столе спаривают стейки из телятины. К ним — спагетти из твердых сортов пшеницы, испанское вино, позади освещенный солнцем Гибралтар, а впереди интригующая, но приятная неизвестность. Жизнь удалась!

На яхте нас семеро. Разбиваемся на вахты: двое мужчин по три часа. Я не беру участия, но всегда наготове.

Суда заходят в Средиземное море

«Дан приказ эму на Запад.». Где-то там Мадейра…

С закатом солнца ветер усиливается, вздымается волна. В полночь дует 30 узлы с порывами до 35. Это не шторм, но плавание далеко от комфорта.

Высуньтесь на скорости 60-70 км из машины и вы почувствуете этот ветер! Внутри яхты кутерьма – бьется стекло, падают телефоны и планшеты, тяжелые предметы перекатываются от борта к борту.

– Там как в блендере, – шутит товарищ, в очередной раз выдвинувшись наружу, чтобы рвануть за борт. Стараемся держаться против ветра и волны, но впоследствии меняем тактику: идем к волне примерно под углом 40 градусов. Паруса не ставим, используя только рангоут (мачту) и двигатель.

Скорость – 1,5-2 узла. Где-то в Африке мигают огни Танжера и его окрестностей, в миле от нас дрейфует большое судно. А может стоило подождать до утра на берегу, – снова спрашиваю сам себя. – Тогда не факт, что успеем на Мадейру. Если ветер усилился точно по прогнозу, так же должен и ослабеть – успокаивает внутренний голос. К ветру подключается ливень. Куртка-непромокаэмая хорошо защищает выше пояса, а ниже — всё мокрое, как хлющ.

Дождевая вода иногда меняется на морскую

Когда яхта черпает носом волну, и та, перекатываясь тринадцать метров (длина яхты), достигает корма и для нас. Ночь тянется невероятно медленно. Обращаемся ко всем известным богам, ветру и океану и они пока не слышат: порывы уже достигают 40 узлов. Это реальный 8-балльный шторм.

Упоминается фраза из книги известного английского яхтсмена Адларда Колса «Под парусом в шторм»: все яхтсмены, хотят они того или нет, рано или поздно попадают в шторм. И отмечает основную причину: спешат к месту назначения, потому что заканчивается отпуск.

Наконец-то рассвет. Океан белый от пены и дождя. На мокрые вещи внимания уже не обращаешь – взгляд прикован к часам. Девять!

Вдруг ветер постепенно утихает, порывы не более 30, и меняет свое направление, зайдя с севера. Это волшебство! И какой точный прогноз на passageweather.com.

Наш маршрут

Такой ветер нас вполне устраивает, ставим паруса и следуем теперь уже своим курсом. Хотя слово «следуем» не совсем точно. Ветер сменился, а волна еще нет. Ее высота (по тому же прогнозу) – 4-5 метров. И катится прямо в нос.

Яхта медленно поднимается на гребень и с грохотом падает вниз. Эффектнее всего это чувствуется в носовой каюте, где скрючившись во влажной постели, я пытался заснуть после бессонной ночи.

Мощная сила поднимает тебя вверх. Мгновение невесомости, тело почти отрывается от кровати, бесконечно долгий полет в пропасть и удар о воду, словно об асфальт. Яхта вздрагивает и кажется, вот сейчас распадется на тысячи маленьких яхт.

Сна здесь точно не будет – перебираюсь в кают-компанию. Время течет неравномерно и не имеет абсолютно никакого значения. За пространство отвечает автопилот, ведущий нас курсом 260. Второй день проходит как весной.

Третий день. Океан понемногу успокаивается.

Утро третьего дня солнечное. Команда весело делится деталями штормовой погоды.

– Ваня стоял в кают-компании у правого борта. Потом подпрыгивает, перекручивается в воздухе, перелетает через стол и приземляется на диване у левого борта, – смеется Роман. – Ты что спецназовец, морской котик?

– Ваня, ты только больше стейки не делай. А то после них все время за бортом высишь, – обращается к коку Андрей.

На столе в кокпите появляется кастрюля с супчиком. Команда расправляется с кушаньем и просит еще. Жизнь налаживается.

Волна длинная, ветер до 20 узлов, яхта вспенивает воду форштевнем, преодолевая одну милю за десять минут. Позади – половина пути. На четвертый день ветер устал и скрылся.

Океан расправился и не верится, что буквально позавчера он пытался сокрушить яхту.

Штиль. Ветер сдох…

Метрах в двадцати замечаем черепаху. Метровое существо лежит на спине и деловито грызет целлофановый пакет. Заметив гостей, черепаха переворачивается в нормальное положение, глядит глазом, делает вдох и ныряет от греха подальше. Захотелось черепахового супа…

Соляри осталось литров восемьдесят…

Купание в Атлантике. До ближайшего берега – 600 километров, до дна – 4 километра

Автомобілевоз GLOVIS SUPREME. Довжина 200 метрів, швидкість — 16 вузлів. Ми йому дали дорогу. А він, здається, нас і не бачив

Наживка для акул

Победоносное продвижение на мероприятие замедляется. Идем на двигателе – сегодня уже седьмой, послезавтра самолет домой.

– Вы яхта «Сара»? – слышен по-английски с радиостанции.

– Это танкер «Арктика», нам сообщили, что исчезла яхта «Сара».

Танкер проходит в полумиле от нас. Мы говорим, что мы не Сара, а Пена Колада.

– А вы говорите по русски? – спрашивают с танкера.

– Немножко говорим – отвечаем.

Предоставляют нам прогноз погоды (ветер будет!), интересуются, нужна ли помощь и какие просьбы.

– Да как будто никаких, – заканчиваем сеанс связи.

И уже через минуту кричим вдогонку:

– Крым верните!

Ночи были лунные. Фото сделано при лунном сиянии, где-то в три ночи

8 ноября, пятый день поездки. На горизонте видны три пирамидки – остров Порто-Санто, сосед Мадейры. Земля!

Ожидаемой эйфории нет, но двигаться вперед, видя землю, гораздо приятнее.

Движение вперед останавливает марина Квинта в Лорде на востоке Мадейры, куда мы добрались в 17 часов.

За 123 часа преодолели более 600 морских миль, средняя скорость – около 5 узлов. Результат не рекордный, но положительный.

Острови Дезерташ біля Мадейри

Мадейра!

BBYachting